Поиск по сайту
Мы за ЗОЖ
 
прием в профильные классы
 
Центр творческого развития Искорка
 
Сирена
 
Сирена
памятные даты
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Программа эксперимента

Программа эксперимента
«Непрерывность и преемственность в реализации
учебно-методического комплекта
образовательной системы «Школа «2100» на базе гимназии №44 – методического центра»

Актуальность темы эксперимента


Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Проблема преемственности различных ступеней школьного образования – традиционна для педагогики, поскольку возникает каждый раз при изменении целей, содержания и технологий обучения. Именно такой период переживает сейчас современная российская школа. 
Образовательная система «Школа 2100» отражает новые тенденции в изменении всех основных компонентов образовательного процесса.
В гимназии №44 города Пензы в 2002-2003 учебном году завершилась апробация Образовательной системы «Школа 2100» в начальной школе.
Стабильно высокие качественные результаты обучения позволяют педагогам участвовать в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, проводить на базе гимназии семинары и консультации для учителей города и области. 
В гимназии работают высококвалифицированные специалисты. Педагогический коллектив гимназии обладает достаточным опытом проведения экспериментальной работы, как в сфере содержания образования, так и в организации учебно-воспитательного процесса. 
Задачи совершенствования учебной и методической работы в начальной школе вызвали необходимость апробации в среднем звене курсов Образовательной системы «Школа 2100» и создания на базе гимназии «Школы – методического центра».


Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной и основной школах гимназии. 

Предмет исследования – организация учебной деятельности начальной и основной школ по учебно-методическому комплекту Образовательной системы «Школа 2100» и обеспечение преемственности этих двух ступеней обучения; влияние системы «Школа 2100» на качество образовательной среды гимназии.




Цели эксперимента:
• Учебные навыки
• Реализация принципов преемственности ступеней общего среднего образования на учебно-методических материалах Образовательной системы «Школа 2100».
• Организация методической работы с учителями образовательных учреждений города и области по освоению содержания и технологий Образовательной системы «Школа 2100».
Задачи и средства их решения:

Задачи

Методы и методики исследования

1.Выявить эффективность  учебно-методического комплекта Образовательной системы «Школа 2100»:
-Определить, насколько улучшается качество знаний учащихся, участвующих в эксперименте.
-Диагностика влияния Образовательной системы «Школа 2100» на показатели личностного развития:

  • Уровень развития мышления, памяти и внимания.
  • Уровень тревожности.
  • Сформированность самооценки.

Анкетирование в течение и по итогам  учебного года учеников и учителей, участвующих в эксперименте.
Сравнение соотношения итоговых отметок и результатов контрольного среза у экспериментальной и контрольной группы учеников.
Психолого-педагогическое тестирование в начале и в конце года экспериментальной и контрольной группы учеников.

2.Определить и реализовать условия, обеспечивающие успешное внедрение Образовательной системы в основную школу гимназии.

Изучить опыт работы учителей начальной школы.
Освоить учебно-методический комплект учителями –предметниками основной школы.


Рабочая гипотеза:
работая по Образовательной программе «Школа 2100» на начальной и основной ступени обучения: 
• В гимназии будет обеспечена достаточная преемственность этих ступеней обучении, что позволит повысить качество учебно-воспитательного процесса и его результативность.
• Функционирование на базе гимназии Центра «Школа – методический центр» позволит учителям города и области повысить свой научно-методический уровень, что будет содействовать внедрению Образовательной системы «Школа 2100» в школах региона.


Гипотезы по основным элементам эксперимента

Критерии оценки результатов

Мониторинг результатов обучения  с помощью таблиц требований, позволит получать объективную информацию о качестве обучения и корректировать этот процесс.

Динамика уровня развития мыслительных операций у экспериментальной группы.

Владение навыками самооценки учебной работы  будет содействовать формированию адекватной самооценки у школьников и создаст более комфортную образовательную среду, минимизирует влияние стрессообразующих факторов учебного процесса.

Динамика формирования самооценки и динамика уровня тревожности.

Внедрение Образовательной системы «Школа 2100» не приведет к перегрузке учителей и учеников.

Динамика эмоционального отношения к учебному процессу

Создание  Методического центра на базе гимназии приведет к более целенаправленному и осмысленному внедрению Образовательной системы «Школа 2100» в школах региона.

Квалификационный рост учителей, прошедших обучение на базе центра.
Качество знаний учащихся, обучающихся по программам Образовательной системы «Школа 2100».


Области применения результатов, наличие потенциальных потребителей, прогнозируемый результат:

Учитывая актуальность внедрения Образовательной программы «Школа 2100» в учебный процесс и разработки методических рекомендаций по использованию их в школах Пензенской области мы будем решать задачи, направленные на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами.
Потенциальными потребителями результатов опытно-экспериментальной являются педагоги города Пензы и Пензенской области, работающие в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Прогнозируемый результат:
• Высокий уровень научно-методической подготовки учителей области.
• Повышение качества образования учащихся, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100».


Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения.

Система ознакомительных занятий и родительских собраний.
Психолого-педагогическая поддержка эксперимента.

Негативное отношение ряда учителей к нововведениям.

Консультации с координатором эксперимента в центре и в городе.

Неэффективное использование рядом учителей технологий Образовательной системы «Школа 2100».

Повышение профессиональной компетентности учителей с помощью системы обучающих семинаров и консультаций.


Сроки эксперимента 2008 - 2013 годы.


Этапы эксперимента:

2008 -2009 учебный год. Подготовительный этап. 
Изучение документов Образовательной системы «Школа 2100».
• Курсовая подготовка учителей начальной и основной школы как методистов.
• Изучение учителями основной школы особенностей содержания и технологий в начальной школе. 
• Исследование уровня развития учащихся 5 – 9 классов (контрольная и экспериментальная группы)
• Собеседование с выпускниками начальной школы.
2009-20011 годы. Основной этап.
• Внедрение курсов Образовательной системы «Школа 2100» в 5-х – 9-х классах основной школы.
Проведение контрольных замеров результативности обучения
20011-2013 учебный год. Заключительный этап.
• Внедрение курсов Образовательной системы «Школа 2100» в 9(11)-ый класс основной школы.
Портрет выпускника
• Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Участники эксперимента: 
Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100», кафедра опытно-экспериментальной работы АПКиПРО, МОУ гимназия №44 города Пензы.


Ход эксперимента:


Подготовительный этап


Срок

Этапы

Исполнители

Форма представления результатов

Сентябрь-октябрь
2008-2009

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть

 

Разработка (подбор) диагностического инструментария.
Определение конкретных участников эксперимента.
Стартовое психологическое тестирование участников эксперимента.
1.Семинары-практикумы по изучению документов Образовательной системы «Школа 2100»:

  • Образовательная программа
  • Технология проблемного обучения.
  • Программы курсов русского языка, литературы, математики, окружающего мира, риторики.

2.Курсовая подготовка учителей начальной школы:

  • Углубленные курсы: Анненкова Е.Ю.

3.Курсовая подготовка учителей русского языка, литературы, математики, окружающего мира, риторики основной школы.
4.Психолого-педагогические исследования развития учащихся.
5.Методические совещания.
6.Анкетирование учителей.
7.Практикумы по моделированию урока.
8.Участие учителей в работе кафедры начальных классов по теме эксперимента.
9.Выступление учителей на педсоветах по теме эксперимента.
10.Совещания у заместителя директора по НМР по теме «Преемственность между начальной и основной школой в рамках внедрения образовательной программы «Школа «2100»
11.Совещания у директора  по подведению промежуточных итогов эксперимента.
12.Подготовка рекомендаций для учителей основной школы  по использованию Образовательной программы «Школа  2100».
13.Родительские собрания «О начале эксперимента» в начальной и основной школе.
14.Знакомство родителей с целями и программой эксперимента.
15.Анкетирование родителей
( выявление возможностей родителей оказания помощи в реализации образовательной системы «Школа  2100»).
16.Организация творческой родительской группы в помощь педагогическому коллективу.
18.Индивидуальные консультации учителей для родителей класса.
19.Приобретение учебных пособий.

Педагоги-экспериментаторы

Пакет материалов, обеспечиваю-щих эксперимент.

Отчеты о тестировании.

Рекомендации для учителей основной школы.


Основной этап

Срок

Этапы

Исполнители

Форма представления результатов

2009-
2011 г.

Внедрение ОС «Школа 2100» в 5-9 классы основной школы.

Внедрение Образовательной системы «Школа 2100» в основную школу.
Апробация технологий учителями основной школы и проверка результатов.
Использование ОС «Школа 2100» в различных вариантах (один учитель, все предметы в экспериментальных классах, вся школа).
Промежуточное сравнение результативности в контрольной и экспериментальной группах

Педагоги-экспериментаторы.

Ежегодный отчет учителей о ходе опытно-экспериментальной работы.

Заключительный этап


Срок

Этапы

Исполнители

Форма представления результатов

2011 -
2013 г.

Внедрение ОС «Школа 2100» в 9 класс основной школы.
Создание на базе гимназии Методического центра.

Учителя-экспериментаторы.

Справка о результатах опытно-экспериментальной работы.


Информационные материалы эксперимента:


• Концепция эксперимента.
• Комплексно-целевая программа опытно-экспериментальной работы
• Ежегодные отчеты по опытно-экспериментальной работе.
• Памятки и рекомендации для родителей.
• Рекомендации для учителей начальной и основной школы.

Диагностические материалы эксперимента:


1. Тестовые материалы.
2. Банк анкетных материалов:
• Анкета учителя-экспериментатора.
• Анкета ученика
• Анкеты для родителей.
3.Контрольно-измерительные материалы по предметам и классам, участвующим в эксперименте.
4.Схема наблюдения координатором и учителями-экспериментаторами за ходом эксперимента.
5.Формы отчета учителя-экспериментатора о проделанной работе.